Новостной дайджест к 5 октября: финансы, проверки, обновления

05.10.2026 Дайджест

Изменились условия поддержки бизнеса и ограничения на финансовые операции, а также подходы к контролю и оформлению деловых отношений.

Госзакупки

Финансовое регулирование

Контроль и проверки

Другие изменения

Судебная практика

1. В госзакупках стройработ начали учитывать деловую репутацию

С 1 октября 2026 года в госзакупках строительных и ремонтных работ начали учитывать деловую репутацию участников. Согласно постановлению правительства, это нововведение позволит заказчикам оценивать квалификацию не только на основе опыта, но и репутации.

В каких случаях применяется новый показатель:

– строительство, реконструкция, капремонт и снос капитальных и линейных объектов, а также сохранение объектов культурного наследия;
– ремонт и содержание автодорог;
– текущий ремонт зданий и сооружений.

Если заказчик решит учитывать деловую репутацию, то значимость основного показателя «Опыт сопоставимых работ» должна составлять не менее 60% от общей суммы всех оценочных показателей по критерию «Квалификация».

Документ: Постановление Правительства РФ от 29.09.2026 N 1255

Юристам подрядных организаций рекомендуется проверить критерии оценки в конкретной закупке и заранее подготовить документы, подтверждающие деловую репутацию.

2. Правительство продлило повышенные авансы по госконтрактам до 2030 года

Правительство РФ продлило механизм повышенного авансирования государственных закупок промышленной продукции до 2030 года.

Постановление от 26.09.2026 № 1243 закрепляет возможность перечисления авансовых платежей в размере не менее 80% от цены договора для поставок промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд обороны страны и безопасности государства.

Ранее этот механизм действовал с 2022 по 2024 годы и был направлен на поддержку производителей. Теперь перечень продукции, на которую распространяется авансирование, расширен на 22 позиции. В него включены, например, ленточные и роликовые конвейеры, подъемники, оборудование для пайки и сварки, 3D-сканеры и промышленные роботы.

Документ: Постановление от 26.09.2026 № 1243

Бухгалтерам поставщиков стоит сверить продукцию с расширенным перечнем и учесть условия авансирования по контракту при планировании денежных поступлений.

3. ЦБ утвердил новые правила допуска на рынок криптовалют

ЦБ РФ утвердил новые правила допуска на рынок криптовалют для цифровых депозитариев, криптообменников и операторов информационных систем (ОИС), где выпускаются цифровые права.

Положение от 27.08.2026 № 890-П определяет квалификационные требования для членов органов управления и должностных лиц этих организаций. Также документ устанавливает перечень необходимых документов для допуска и порядок принятия решений о внесении сведений в реестры.

Особое внимание уделено упрощенному допуску для уже действующих участников рынка, которые подают документы на получение статуса цифрового депозитария и криптообменника.

Кроме того, указание ЦБ РФ от 27.08.2026 № 7429-У регулирует порядок ведения и публикации реестров этих лиц.

Новые нормы вступили в силу с 5 октября 2026 года.

Документ: Положение от 27.08.2026 № 890-П

Юристам организаций, планирующих выход на крипторынок, стоит проверить комплект документов для допуска и возможность применения упрощенного порядка.

4. Физлицам ограничили вывоз наличных из России суммой 1 млн рублей

С 29 сентября 2026 года введены новые ограничения на вывоз наличных денег из России. Это связано с указом Президента РФ от 29.09.2026 № 706.

Ранее, с 1 апреля 2026 года, был установлен запрет для физлиц на вывоз из России в страны ЕАЭС наличных рублей, если сумма превышает эквивалент 100 000 долларов США. Для юрлиц и ИП запрет действовал независимо от суммы. Вывоз был разрешен через определенные международные аэропорты при наличии банковских выписок.

Согласно новым поправкам, теперь физлица не могут вывозить более 1 млн рублей в страны ЕАЭС, Азербайджан, Таджикистан и Узбекистан. Для юридических лиц и ИП запрет остается без изменений. Исключения возможны в следующих случаях:

– через международные аэропорты, определенные Правительством РФ, при наличии заверенных банковских выписок;
– в рамках международных перевозок, если пункты отправления и назначения находятся за пределами РФ, при подтверждении ввоза валюты в Россию;
– на основании уведомления МИД РФ для обеспечения работы дипломатических и консульских учреждений.

При нарушении запрета наличные средства будут изъяты: у физлиц в размере, превышающем 1 млн рублей, а у юрлиц и ИП – в полном размере.

Документ: Указ Президента РФ от 29.09.2026 № 706

Бухгалтерам перед выдачей наличных на зарубежную командировку стоит уточнить ограничения по маршруту поездки и согласовать доступный способ оплаты расходов.

5. ЦБ продлил ограничения на переводы за рубеж для нерезидентов РФ

Центробанк России продлил ограничения на переводы средств за границу для нерезидентов из недружественных стран до 1 апреля 2027 года. Эти меры касаются счетов, открытых у российских брокеров и доверительных управляющих.

Ограничения, введенные с 1 апреля 2022 года, будут действовать еще шесть месяцев, начиная с 1 октября 2026 года. Они распространяются на переводы как физических, так и юридических лиц.

ЦБ РФ объясняет, что продление необходимо для поддержания финансовой стабильности. Однако ограничения не касаются иностранных инвесторов, которые вкладываются в российский финансовый рынок. Эти средства могут быть возвращены за рубеж со счетов типа «Ин».

Бухгалтерам компаний-нерезидентов стоит уточнить у брокера или доверительного управляющего возможность перевода средств за рубеж до включения платежа в финансовый план.

6. МЧС обновило индикаторы риска для пожарной безопасности

С 6 октября 2026 года МЧС и его территориальные органы начнут использовать обновленные перечни индикаторов риска для надзора за компаниями, занимающимися монтажом и обслуживанием средств пожарной безопасности, а также тушением пожаров. Прежние списки утратили силу 1 сентября 2026 года.

В новых перечнях индикаторов для работ со средствами пожарной безопасности произошли следующие изменения:

– добавлен пункт о выявлении случаев, когда сотрудник, ответственный за лицензируемую деятельность, указан в качестве такового у двух и более лицензиатов;

– исключен показатель, фиксировавший наличие в штате сотрудника, заключившего в течение года пять и более трудовых договоров с лицензиатами из разных субъектов РФ без общих административных границ;

– индикатор об отсутствии уведомлений о начале работ или оказании услуг теперь разделен на два основания: год со дня получения лицензии и год со дня последнего уведомления.

Аналогичное разделение индикатора применено и к перечню в области тушения пожаров. Других значительных изменений в этом списке нет, большинство прежних индикаторов сохранены.

Документ: Приказ МЧС России от 24.08.2026 N 639

Компаниям с лицензией МЧС стоит проверить сведения об ответственных сотрудниках и своевременность подачи уведомлений о выполняемых работах.

7. Для пострадавших от атак БПЛА объектов ввели мораторий на проверки

Постановление от 25.09.2026 №1238 устанавливает мораторий с 28 сентября 2026 года по 1 октября 2027 года. Он распространяется на объекты, которые понесли ущерб с 1 января 2026 года. На такие объекты не будут назначаться плановые проверки и некоторые внеплановые контрольно-надзорные мероприятия.

Исключения составляют внеплановые проверки по требованию прокуратуры, поручениям президента и правительства, а также при угрозе жизни и здоровью граждан, безопасности государства, в случае работы без уведомления о начале предпринимательской деятельности или угрозы ЧС.

Также проверки возможны, если предприниматель сообщил об устранении нарушений и требуется подтверждение. Внеплановые проверки сохраняются для сфер промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, транспортной безопасности, а также в сферах образования и энергетического надзора.

Документ: Постановление от 25 сентября 2026 года №1238

Пострадавшим компаниям стоит собрать подтверждения ущерба и проверить, распространяется ли мораторий на конкретный объект и вид проверки.

8. Правительство расширило меры поддержки продавцов Ozon после атак БПЛА

Правительство РФ расширило меры поддержки для продавцов маркетплейса «Озон», пострадавших от атак беспилотников. Это решение закреплено постановлением от 30.09.2026 № 1277.

Ранее аналогичные меры были утверждены для организаций, пострадавших от атак на объекты группы «РВБ». 

Основные меры включают:

– продление на 12 месяцев сроков уплаты НДС, налога на прибыль, налога при УСН, НПД, НДФЛ для ИП, а также авансовых платежей по налогам и страховым взносам за период с августа 2026 года по июль 2027 года. Погашение задолженности будет производиться равными долями в течение года, начиная со следующего месяца после срока уплаты;

– приостановление до конца 2026 года выездных налоговых проверок и проверок правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов;

– продление на шесть месяцев предельных сроков направления требований об уплате задолженности и вынесения решений о ее взыскании.

Эти меры поддержки доступны юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с действующим договором с ООО «Интернет Решения», если:

– компания зарегистрирована после декабря 2025 года;
– ущерб превышает 5% годового дохода.

В случае совокупного ущерба от атак на «Интернет Решения» и «РВБ» учитывается общий ущерб.

Документ: Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2026 г. № 1277

Пострадавшим продавцам Ozon стоит проверить право на поддержку и при подтверждении скорректировать график налоговых платежей с учетом рассрочки.

9. ФНС и Минпромторг обновили перечни производителей для НДС: IV кв. 2026

ФНС и Минпромторг утвердили перечни производителей кабельно-проводниковой продукции и медных полуфабрикатов на IV квартал 2026 года для целей уплаты НДС.

Согласно приказам от 18.09.2026 № 4872/ЕД-1-3/715@ и от 09.09.2026 № 4678/ЕД-1-3/664@, обновлены списки организаций, которые обязаны уплачивать НДС за продавцов медных полуфабрикатов.

С 1 июля 2025 года действуют положения ст. 161 НК РФ, обязывающие скупщиков медных полуфабрикатов выступать налоговыми агентами. Это касается всех товаров с содержанием меди, пригодных для производства кабельно-проводниковой продукции.

При этом особый порядок уплаты НДС применяется, если медные полуфабрикаты реализуются организациями и ИП, не включенными в соответствующие перечни, контрагентам из списка производителей кабельно-проводниковой продукции.

Минпромторг и ФНС обязаны ежеквартально обновлять и публиковать эти перечни. В новый список производителей кабельно-проводниковой продукции вошли 197 организаций, а в перечень производителей медных полуфабрикатов – 51 компания.

Данные перечни вступили в силу с 1 октября 2026 года.

Документы: Приказ Министерства промышленности и торговли РФ, ФНС от 18.09.2026 № 4872/ЕД-1-3/715@

Приказ Министерства промышленности и торговли РФ, ФНС от 09.09.2026 № 4678/ЕД-1-3/664@

Бухгалтерам участников сделок с медными полуфабрикатами стоит сверить обе стороны сделки с обновленными перечнями, чтобы определить, кто должен исчислить НДС.

10. Минтруд запускает тестирование подписи кадровых документов в МАХ

Минтруд запускает эксперимент по подписанию кадровых документов через мессенджер МАХ. Он продлится до 15 декабря 2026 года и включает пять этапов.

Операторы ЭКДО и их клиенты-работодатели могут принять участие, подав заявку в Минтруд. В заявке нужно указать количество работников и виды документов для подписания, списки участников сформируют до 29 октября.

После тестирования участники смогут предложить доработки мессенджера: предложения будут собирать с 16 по 30 ноября, а в декабре подготовят итоговый отчет.

Документ: Приказ Минтруда России от 17.09.2026 N 423

Кадровикам заинтересованных работодателей стоит уточнить у оператора ЭКДО условия участия в эксперименте и определить документы для тестирования.

11. Президент ограничил доступ к отдельным сведениям о ТЭК

Президент России ввел ограничения на доступ к определенной информации о топливно-энергетическом комплексе (ТЭК). Это антикризисная мера, которая начала действовать с 28 сентября 2026 года. Правительство определит, каких именно товаров коснется это ограничение.

В перечень сведений с ограниченным доступом вошли данные об экспорте товаров юридическими лицами, объемах переработки и производства продукции на российских нефтеперерабатывающих заводах. Информация об экспорте включает:

– названия и количество товаров;
– их цена, включая среднюю;
– сведения о продавцах, покупателях и других участниках сделки (перевозчиках, экспедиторах, страховщиках и др.);
– порядок расчетов по контрактам на поставку;
– направления поставок, маршруты перевозки, места передачи и отгрузки.

Запрещено распространять информацию из этого перечня, включая публикации в интернете и СМИ. Исключение составляют случаи, когда юридическое лицо раскрывает данные о своей деятельности.

Передача сведений из перечня возможна по соглашению между обладателем и получателем информации. Исключение составляют случаи передачи данных федеральным и региональным властям в соответствии с законодательством РФ.

Документ: Указ Президента РФ от 28.09.2026 N 686

Компаниям, работающим со сведениями о ТЭК, стоит проверить основания их передачи контрагентам и допустимость публикации с учетом установленных исключений.

12. Суд разрешил больнице оплатить кулер и стаканы за счет средств ОМС

Больница приобрела кулер и одноразовые стаканы для сотрудников, оплатив расходы за счет средств обязательного медицинского страхования. Проверяющие признали такие затраты нецелевыми и потребовали возместить средства.

АС Северо-Кавказского округа с выводами проверяющих не согласился. Суд указал, что спорные расходы относятся к затратам, сопутствующим оказанию медицинской помощи, поскольку обеспечивают деятельность врачей и другого медицинского персонала.

Таким образом, суд признал расходы на кулер и одноразовые стаканы для сотрудников допустимыми при использовании средств ОМС.

Документ: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 14.09.2026 по делу N А63-20649/2024

13. Перенос места работы госслужащих приравняли к сокращению

Чиновницы, работавшие в территориально обособленных местах, отказались от переезда после того, как их работу перенесли в другой город. Их уволили без компенсаций, что КС РФ посчитал нарушением. Суд подчеркнул, что изменение места работы является существенным условием контракта и требует предоставления тех же гарантий, что и при сокращении.

КС РФ отметил, что изменение места работы влечет за собой трудности и затраты для сотрудников, такие как переезд и смена места жительства. В таких случаях увольнение должно сопровождаться компенсациями, аналогичными тем, что предоставляются при сокращении, поскольку причины увольнения не зависят от служащего.

Документ: Постановление КС РФ от 29.09.2026 N 56-П

14. Суд признал нецелевым расходом надбавку за гостайну из средств ОМС

Больница выплачивала сотрудникам компенсацию за работу с государственной тайной, используя средства ОМС. Однако суд посчитал это нецелевым расходом. Апелляционный суд поддержал решение проверяющих органов.

Суд указал, что защита государственной тайны и связанные с ней социальные гарантии должны финансироваться за счет бюджетных средств. Устав больницы предусматривает выполнение функций за счет областного бюджета и других источников. Следовательно, расходы на защиту государственной тайны должны покрываться из областного бюджета.

Документ: Постановление 20-го ААС от 16.09.2026 по делу N А23-8248/2024